Российский рынок мармелада: взгляд «НПК»

Журнал "Кондитерские Изделия". Август 2010 г.

Российский рынок мармелада стоит особняком от огромного «мармеладного материка» Европы -отечественный потребитель привык к классическому формовому мармеладу с характерным хрустом сахарного песка на зубах - небольшая технологическая хитрость, придуманная для того, чтобы продукт, имеющий свойство выделять влагу, не слипался между собой. Однако в последние несколько лет и на российском рынке повеяли ветра перемен - западные тенденции постепенно находят свое отражение в разработках отечественных технологов, кроме того, случаются и самостоятельные находки - все же у российского мармелада большое прошлое, а, как известно, все новое - это хорошо забытое старое.

 Журнал «Кондитерские изделия» в августе 2010 года посвятил российскому рынку мармелада серьёзную статью с привлечением экспертов отрасли, среди которых своё авторитетное мнение высказал Андрей Хлябов, директор по развитию кондитерской фабрики «НПК». В обсуждении также приняли участие Татьяна Ананьева, исполнительный директор компании «Ударница», Антон Кирьянов, коммерческий директор ГК «Лаком», Павел Петрик, начальник отдела продаж КФ «Руспродукт», Дмитрий Романов, директор по продажам компании «Русский кондитер».

 
МАРМЕЛАДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Сегмент мармелада на российском кондитерском рынке развивается - это очевидно. Производители находятся в постоянном поиске новых форм и вкусов. Андрей Хлябов рассказал, чем живет национальный рынок мармелада сегодня и каковы его основные тенденции, в соответствии с которыми развивается кондитерская фабрика «НПК»: «На мой взгляд, по сравнению с пастилой и зефиром, рынок пастильно-мармеладных изделий занимает 15-20%. Этот сегмент подвержен сезонным всплескам спроса - летом мармеладная продукция продается лучше. Мармелад легче по восприятию, ощущениям, а, кроме того, менее подвержен температурным воздействиям, нежели, к примеру, зефир.
Мы начали производить мармелад всего год назад. За этот год от нашего общего суммарного объема он составил 20%, что является достаточно внушительной долей. За это время нам удалось занять значительную нишу на рынке, и сегодня динамика по сегменту мармелада положительная. Тенденции на рынке мармелада в целом такие же, как и в других сегментах кондитерской отрасли: основной упор делается на традиционные виды продукции, также очень перспективно направление частных торговых марок сетей».
 
КОНКУРЕНЦИЯ: ПАН ИЛИ ПРОПАЛ
Рыночные отношения предполагают конкурентную борьбу. Это раньше, в советские времена, производители мармелада могли выпускать безликий продукт и не боялись потерять «место под солнцем». Сегодня дело обстоит совершенно иначе. Игроки сегмента говорят о том, что конкуренция на рынке мармелада более чем жесткая. Что является залогом успеха компании «НПК» в сложившихся условиях? Отвечает Андрей Хлябов: «Нам удается выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что наша продукция ориентирована на регионы России, даже больше на сегмент крупного опта, чем на сети. При этом мы сотрудничаем практически со всеми значимыми сетями, но там несколько иная ситуация - превалирует частная марка. Кроме того,  наша политика основывается на том, что мы относимся к компаниям-конкурентам, как к партнерам, ведь работаем с ними в одном и том же сегменте, где деятельность всех игроков направлена на его развитие».
 
ТЕСНАЯ СВЯЗЬ ЦЕНЫ И МИССИИ
Скачки цен на сырье - головная боль каждого производителя. К тому же, маржа мармелада не столь высока, как в иных сегментах кондитерских изделий. Тем не менее, несмотря на рекордный рост сахара в прошлом году, который является основным сырьем для производства мармелада, кондитерской фабрике «НПК» удалось сохранить как качество своей продукции, так и доступные цены. Секретом такого успеха поделился Андрей Хлябов: «За прошедший год мы пережили сильные скачки цен, особенно на сахар. Однако на нашем ценообразовании это не сказалось - просто изменилась наша маржа. Нам удаётся работать в низком ценовом сегменте при значительно высоком качестве продукции. Существует, конечно, минимальная рентабельность, на которую мы работаем, но миссия нашей компании состоит в том, чтобы выпускаемую продукцию мог себе позволить абсолютно любой житель России».
 
БРЕНДУ БЕЗ КАЧЕСТВА НИКУДА
Ценовой вопрос - один из самых животрепещущих на рынке мармелада. Однако потребители делают свой выбор не только в соответствии с ценой продукта. Так Андрей Хлябов уверен, что бренды - необходимые слагаемые успеха на любом рынке, в том числе в сегменте мармелада: «Думаю, перспективы развития рынка мармелада - именно в брендостроении, рано или поздно к пониманию этого факта придут все игроки рынка. Однако нужно четко понимать, что для того, чтобы формировать бренд, необходимо иметь действительно качественный и вкусный продукт, иначе никакие легенды, упаковки, вложения в рекламу не помогут».
 
ФАСОВКА ИЛИ ВЕС - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
Покупатели делают выбор «глазами» - с этим согласно большинство игроков рынка мармелада. Что же это значит на практике? Что больше нравится «глазам» потребителей - яркая упаковка или непосредственно сам продукт, который можно оценить и сделать выводы о его вкусовых достоинствах уже в магазине? Андрей Хлябов высказал своё экспертное мнение по данному вопросу: «Пропорции весовой и фасованной продукции в последнее время постоянны - 65% рынка занимает весовая продукция, а 35% - фасованная. В связи с тем, что наша организация ориентирована на крупный опт и на регионы в первую очередь, мы делаем основной упор на весовую продукцию. Хотя, начав производить мармелад и попав с ним во многие сети («Полушка», «Дикси», «Монетка» и т.д.), мы увеличили долю фасованного мармелада.
Зачастую премиум-сегмент отличается от среднеценового именно упаковкой. Однако на рынке мармелада выделить премиальный класс продукции я не могу».
 
 
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ РЫНКА
Очевидно, что успешная компания не может плыть по течению, лишь гадая, что ждёт её впереди, профессиональный прогноз изменений на рынке – основа для постановки целей и задач производителя. Андрей Хлябов чётко представляет себе будущую ситуацию на российском рынке мармелада, неслучайно с его мнением также согласились Татьяна Ананьева («Ударница») и Павел Петрик (КФ «Руспродукт»): «Я считаю, что в основном попытки создать инновационные продукты заканчивались неудачей. Рынок мармелада достаточно консервативен, потребители не готовы к каким-то необычным продуктам в этом сегменте. Это если называть вещи своими именами и не считать инновациями банальные небольшие изменения в рецептуре. Например, капля сока в мармеладе не дает, на мой взгляд, производителю право писать на упаковке «мармелад с натуральным соком». Действительно инновационных продуктов на рынке крайне мало, и их доля незначительна.
Конечно, перспективы есть у всего, что грамотно развивается и продвигается, в том числе и у инновационной продукции. Если речь не идет о пускании пыли в глаза потребителю, а действительно об инновационном продукте, полезном, вкусном, по-настоящему качественном, то у него большое будущее. Но чтобы это будущее обеспечить, нужен достаточно большой промежуток времени, значительные вложения в продвижение и рекламу.
Я полагаю, что рынку мармелада еще расти и расти - при помощи брендирования, запуска новых видов, в том числе инновационных. Технологии и оборудование с каждым годом совершенствуются, поэтому перспективы рынка значительно велики».
© 2001-2009 Кондитерская фабрика "НПК". Все права защищены.
Разработка сайта - © 2006-2009 "BrandPRo"